Результат поиска

     Новости Публикации Контакты Вопрос-ответ Отзывы
Главная /  Публикации /  Хранитель преданий старины глубокой

Хранитель преданий старины глубокой

Начинался местный музей с комнатки в сельском клубе. Сегодня он располага­ется в администрации сельского поселе­ния на площади в 140 кв.м. Основной фонд - более 7 тыс. единиц. Пионерами были палеонтологические экспонаты из школы и несколько папок с документами об александровских предприятиях.

На самом видном месте - царский указ о строительстве острога у нас в Лумпиках или Сургуте, - начинает экскурсию B.C. Велиткевич. - Это был для нас первый упу­щенный шанс стать городом. Вторая попыт­ка случилась в советские годы: Стрежевой решили построить на противоположном бе­регу Оби. Рядом находится документ от 1733 года, свидетельствующий о первом письменном упоминании Александровской земли (Лум- покольской волости), входившей в Сургутский уезд Тобольской губернии. Это было свободное поселение с церковью на берегу Оби. Первыми поселенцами были Филиппо­вы и Теретины.

Почему самая северная земля Томской области называется Александровской? У му­зейщиков нет однозначного ответа. Сущест­вует пять версии. Наиболее вероятная поя­вилась в 1881 году и связана с именем ца- ря-освободителя Александра II. Кому-то по нраву история о священнике Александре, который построил в районе первую церковь, активно помогал коренным жителям и де­лом, и словом божьим. Умер он трагично: замёрз по пути в соседнюю деревню, спеша отпеть усопшего ханта. Но директор музея категорически заявляет: в архивных доку­ментах нет информации о том, что здесь служил священник с именем Александр.

Безлапотная Сибирь

Слушать Веронику Сергеевну - одно удо­вольствие. Она рассказывает завораживаю­щие истории, выдвигает смелые гипотезы.

Например, о том, что сейчас учёные России выделяют коренного сибирского жителя в отдельный генотип. Ссыльные со всей стра­ны оставили здесь свои гены, а ведь это были в большинстве своём креативные, ин­теллигентные, образованные люди. Ещё до революции считалось, что сибиряки ни пе­ред кем не будут шапку ломать, никогда лишнего не возьмут, но и своего не отдадут. Это самодостаточные и независимые люди. Возьмите Ермака. Кто мог попасть к не­му? Только тот, кто не мирился с сущест­вующим строем, кто пускал красного петуха помещикам, создавал вольные отряды. Или земледельцы: не каждому ведь по силам был длительный переезд из центра страны в глухую Сибирь. Спецпереселенцы - в ос­новном раскулаченные крестьяне, самые трудолюбивые люди страны. Сибирью пуга­ли всегда и всех: душу, может, и довезут, а тело растрясут по дороге...

В части музея, посвящённой досовет­скому периоду, экспонируются подлинные костюмы Виленской губернии (ныне терри­тория Белоруссии) - домотканая одеждаи лапти. В них из города Вильна (нынешнии Вильнюс) приезжали в Сибирь переселенцы. К нам они попали только после второго переселения из Омска и Новосибирска, - по­ясняет B.C. Велиткевич. - Столыпинские пе­реселенцы до нас не дошли, потому что не было главного - пахотной земли. В Сибири лаптей не носили, поэтому их владельцы быстро от них освобождались. Сибирь не зна­ла лаптей, телесных наказаний и крепостного права. Сибирь - вольная и отдельная страна. День Сибири. Своеобразный день благодарения проходит в форме кон­ференций и встреч с интересными людьми, а их в Александровском немало.

По Оби на обласке

Особый интерес в музее пред­ставляют экспонаты, иллюстрирую­щие быт коренных жителей края - хантов, манси, селькупов. Здесь мож­но в деталях изучать орудия ры­балки и охоты: зимой в тайгу ходи­ли на лыжах, летом передвигались по рекам на обласках. Есть уни­кальные инструменты для дерево­обработки, в том числе самодельная дрель - приспособление для свер­ления дерева и кожи. В музее соб­рана солидная коллекция берестя­ных изделий - короба, туеса, кузо­ва, коробочки для рукоделия, орна­мент которых мог многое поведать о его владельце.

Вероника Сергеевна мечтает заполучить колыбель. Она у хантов бывает дневная и ночная. Есть здесь погремушки из трахеи лебедя. Ловушки (чирканы) на мелких пуш­ных зверьков, того же горностая. Вот кадуш­ка, в которой ставилось тесто. Она привезе­на из Подольска. Молодые посетители с интересом рассматривают предметы быта прошлых веков. Оказывается, уже тогда были вафельницы, правда, чугунные. Под стать им и старинные утюги.

Жалко, что археология у нас не развита. Район не копан! Я всегда говорю посетите­лям, особенно школьникам - надо предметы потрогать, подержать в руках, пообщаться с ними, - разрешает Вероника Сергеевна. - Соб­ранные у нас экспонаты позволяют прово­дить параллели и сравнения разных нацио­нальных культур. Это немецкая скалка, а вот русская. Видите, какие разные предме­ты, а название у них одно - коромысло. У русского это просто дуга и два крючка для вёдер, а немецкое сделано из широкой доски - чтобы тяжесть равномерно распре­делялась по спине и плечам его владельца. Вместо крючков - цепочки. На таком коро­мысле вода точно не расплещется.

В «Ночь музея» мы греем самовар, на костре варим уху из карасей и пиршеству­ем, - продолжает директор. - Или печём пи­роги с рыбой, брусникой. Нам завидует Сур­гут, они такое позволить себе не могут.

Стул из церкви, что стояла на берегу села, - единственный сохранившийся отту­да предмет. Напротив «нечистого», «грязно­го» угла в музее красный угол, где пред­ставлены церковные предметы - иконы, богослужебные книги лампадки.  Это стол купца Скирневского, я привез­ла его из Новоникольского на райповской самоходке, - показывает на раритет Вероника Сергеевна. - Мне знакомы все чердаки рай­она. Если кто-то другой случайно заезжает в деревню, там с порога говорят: «Велитке­вич была, всё увезла».

Во время экскурсии о реальном времени напомнили часы с боем.  У нас всё работает, - замечает дирек­тор, заводя при этом патефон. А потом представляет уголок председате­ля колхоза - рядом с пишущей машинкои уст­ройство для передачи сигналов азбуки Морзе.  Ключ искали по всей Томской области, - B.C. Велиткевич начинает отстукивать из­вестные точки-тире-точки. - Я сама радист третьего класса.

Рассказать о всех представленных в му­зее раритетах просто невозможно, но неко­торые вещи просто нельзя пропустить. Здесь есть паспорт на коня по кличке Быстрый. Такие документы водились в колхозе «Искра».  В 1930-е годы у людей не было пас­портов, а у животных были, - рассказывает директор. - Одного крестьянина по фамилии Лебедев расстреляли за утонувшую лошадь. Ещё один интересный документ - рацион животного. В нём прописывалось до грам­мов, сколько трудяге-лошадке следует вы­дать моркови, сколько овса. Их откармлива­ли и потом отправляли на фронт.

Сохранить нить времён

Именно руководитель музея стала ини­циатором установки Камня памяти жертвам политических репрессий. Очень важно, чтобы не прервалась нить между прошлым, настоящим и буду­щим, - уверена B.C. Велиткевич. - Сибирь не раз спасала Россию в Великую Отечест­венную войну. А в советский период щедро одарила нефтью и газом. Берегиню и хранительницу народной памяти очень радует тот факт, что в музей всё чаще приносят личные вещи и докумен­ты не только ветераны, но и молодёжь. Народ нам доверяет, - говорит дирек­тор, - потому что мы гарантируем сохран­ность предмета, не приведи господь что-то потерять. Один ветеран регулярно наведы­вался в музей с одним единственным во­просом: «Ну-ка покажи мне, где лежат мои почётные грамоты?»

Каждый сантиметр музея о чём-то рас­сказывает. Это уникальное собрание исто­рии и по насыщенности артефактами, и по распределению пространства. У нас каждый предмет - это не что, а кто. Это люди, лица, персоны, - поясняет B.C. Велиткевич. - Мы за предметом видим чело­века и его энергетику, его тепло сохраняется.

Путь к музею

Вероника Сергеевна родом из Алек­сандровского. Сегодня она живёт практиче­ски на том самом месте, где и родилась. В ней течёт польская кровь. 23 года работа­ла связистом. В 90-е годы прошлого века была биб­лиотекарем, потом резко переключилась на другую сферу. Выучилась на флориста- дизайнера. Практику жительница Александ­ровского проходила в японском посольстве. Потом её взяла на работу А.А. Матвеева, известный организатор культурных меро­приятий. B.C. Велиткевич стала вести круж­ки, со временем - заниматься прикладным искусством. А потом руководство района ре­шило, что нужно создать музей. Много сил на это положили и А.А. Матвеева, и бывший заместитель главы района Р.К. Хитрова. Общими усилиями местной администра­ции, депутатов и общественности 1 марта 2000 года в Александровском открылся Му­зей истории и культуры. Его директор чётко следует главному принципу музейщиков - сохраняя, просвещай.

В. Артемьева

Источник: Газета «Северянка»

Просмотров этой страницы: 148
>> Все публикации